Общественные питейные заведения

Простые люди могли также пить дома, среди семьи, на братчинах или в общественных питейных заведениях - вольных корчмах. Корчмой первоначально называли место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и музыкой. Во многих местах они были и центрами жизни общины, в них решались все важнейшие вопросы. При этом вольные корчмы функционировали, как правило, сезонно: осенью (после окончания сельскохозяйственных работ) и зимой. Есть исторические свидетельства того, что в переводе на современный язык общинное самоуправление осуществляло жесткие меры социального контроля: следило за качеством и спиртуозностью напитков (преобладали не очень крепкие), мерой (злоупотребление осуждалось, пресекалось и высмеивалось), субъектами потребления (из питейной традиции исключались подростки и женщины), характером и стилем общения в застолье (корчма была разновидностью мужского клуба).

Иными словами, коллективное питье у наших предков способствовало, говоря казенным языком, укреплению социальных связей, было условием гостеприимства и вообще нормального общения, создавало светлое, радостное мироощущение. Это было удовольствие, от которого грех отказываться, что и явствует из слов, вложенных древнерусским летописцем в уста великого князя Киевского Владимира: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Характерно, что слова Владимира помещены в летописи в рассказ о выборе веры: высказывание великого князя было адресовано мусульманским посланникам, которые пытались склонить Русь к принятию ислама, запрещавшего употребление спиртного. И наши предки сделали свой выбор: как писал СМ. Соловьев, «русские князья выбрали Бога, снисходительного к их слабостям и награждающего добрых».


18.01.2018