Водка для дам

Несколько особняком стоят водки, производители которых, похоже, стремятся грубой лестью завоевать доверие прекрасной половины человечества, а может быть, и склонить ее, половину, к совместному распитию крепких напитков. Обычно этикетки на таких бутылках выполнены в традициях экстремального китча типа незабвенного «привет моей голубке с курорта Гагры». В похожей эстетике - с виньетками, цветочками и рю-шечками - сделаны «ЗА МИЛЫХ ДАМ», «ДАМСКИЙ СЮРПРИЗ», «НАСТЕНЬКА», «НАТАЛИЯ», «ТАТЬЯНИН ДЕНЬ», «УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ» и другие. Отношение к водке как к женщине зафиксировано в названиях и на этикетках таких напитков, как «ЖЕЛАННАЯ», «ЛАСКОВАЯ», «МАТУШКА», «МОЯ ДОРОГАЯ», «ПОДРУГА», «СОБЛАЗН», «ЧАРОДЕЙКА», «ШАЙТАНОЧКА», «ЯДРЕНАЯ». Редко, но обыгрываются нетипичные ситуации, в которых женщина советует мужчине выпить водки - как в названии «АРИНА РОДИОНОВНА РЕКОМЕНДУЕТ» (этикетка иллюстрирует хрестоматийное предложение Александра Сергеевича, от которого невозможно отказаться: «Выпьем, добрая подружка...»).

Для чего вообще люди берут водку? Типичные для русских ответы на эти вопросы тоже можно найти на этикетках: «ДЛЯ ДРУЗЕЙ», «ДЛЯ ДУШИ», «ДЛЯ ХРАБРОСТИ» (есть и просто - «ДЛЯ ХРАБРЫХ»).

Водка в России - вещь в значительной степени самодостаточная, поэтому немало водок в рекламных целях эксплуатирует образ... самой водки, выпивки и отечественных питейных традиций. Самый простой подход здесь - назвать напиток по технологии приготовления или используемому сырью: «АНИСОВАЯ», «ТМИННАЯ». Хорошо звучит и простое, но внушительное: «НАША ВОДКА». Наша, и все. Кто не с нами...

Но существуют и более тонкие решения, допустим: «НА ТРОИХ», «ОГНЕННАЯ ВОДА», «БЫТЬ ДОБРУ» (как не быть после первых ста граммов?), «ТАРЫ-БАРЫ», «ПОГОВОРИМ...» (какой же разговор без нее, родимой?), «ОТДОХНИ» (кто же против?), «ЗАВАЛИНКА» (не завалиться бы!), «ХЛЕБНАЯ СЛЕЗА» (осторожно - не уронить!). Запоминалась омская серия водок «ХОРОШИЙ ПОВОД» с наименованиями «ЗА ВСТРЕЧУ!», «ЗА ПЯТНИЦУ!» и «ПОСЛЕ БАНЬКИ». А современные названия типа «УДАЛАЯ ТРОИЦА», «ТРИ ПО СТО ПЯТЬДЕСЯТ», «НА ТРОИХ» отсылают читателя-потребителя аж к постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от декабря 1958 года, согласно которому в столовых, закусочных и прочих дешевых заведениях общественного питания было запрещено отпускать водку в розлив, так что люди вынуждены были покупать бутылку в магазине и «делить» ее натрое.

26.02.2018