Водка с советской спецификой

Рассказывая о судьбах водки в СССР, приходится делать акцент не на вкусовых характеристиках или технологических проблемах ее изготовления, а на политико-экономическом «лице» главного советского спиртного напитка.

 

Водка с советской спецификой

Плакат Б. Вознесенского (1959 год)

 

Дело в том, что в послевоенные десятилетия водка продолжала оставаться одной из важнейших статей государственного дохода, а потому была не просто товаром и напитком, а этакой экономической «священной коровой». Впрочем, это не помешало советским лидерам -Н.С. Хрущеву, Л.И. Брежневу и М.С. Горбачеву - «отметиться» в истории антиалкогольными кампаниями разной степени трескучести, и направлены они были в основном против «злодейки с наклейкой». Но что самое интересное, после каждой такой кампании уровень потребления спиртных напитков в стране увеличивался в полтора-два раза...

При «дорогом Никите Сергеевиче» антиалкогольный накат начался в конце 1958 года. Была запрещена продажа водки в столовых, кафе, закусочных и буфетах, водкой нельзя было торговать в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, домов отдыха, в местах массовых гуляний и отдыха. Было закрыто большое количество ларьков, киосков, палаток, торговавших крепкими напитками в розлив. В ресторанах на водку и коньяк вводили 50%-ные наценки и устанавливали предельную норму отпуска - не более 100 г крепкого алкогольного напитка на посетителя.

Последствия запретительных мер сказаться не замедлили: так же, как за 60 лет до этого при очередном закрытии кабаков и появлении «монополек», пьянство выплеснулось на улицы, став общественно обозримым и вскоре вполне привычным. Запрет на продажу спиртных напитков в «социально контролируемых местах» (столовых, кафе, рюмочных), где худо-бедно, но можно было получить закуску, привел к тому, что люди стали пить в местах, менее социально контролируемых: в скверах, подворотнях, подъездах, а то и просто на улице.

18.01.2018