Программа по сокращению производства и продажи крепких напитков

Надо ли напоминать о том, что и эта программа по сокращению производства и продажи крепких напитков выполнена не была? До серьезных ограничений торговли крепкими напитками дело тоже не дошло -слишком хлопотно было строить по всей стране специализированные водочные магазины. Одновременно во всех городах и весях быстро расширялась сеть ресторанов, кафе, баров - правда, низкого уровня -с включением в «обязательный ассортимент» алкоголя. Общая продажа алкогольных напитков в Российской Федерации увеличилась за 10 лет (1970-1980) на 35%, в то время как водки - на 26%. Новому поколению советских людей пришлось переходить на другие «магические числа»: 3,62 - за бутылку низкосортной водки и 4,12 - за бутылку, скажем так, менее низкосортной...

Советское общество унаследовало от дореволюционной России и еще больше укрепило в сознании людей восприятие алкоголя как важного посредника в отношениях между людьми. В условиях хронического дефицита в межличностных отношениях неизбежно распространился принцип «ты - мне, я - тебе», и в этой ситуации бутылка превращалась в своеобразный эквивалент неофициального экономического обмена. Водка стала играть роль валюты, причем валюты твердой, хоть на вид и жидкой.

В условиях неконвертируемости рубля не прекращались попытки решить с помощью традиционных отечественных напитков и проблемы получения настоящей, иностранной валюты. Поскольку качественная водка шла в основном на экспорт, одним из нестандартных (и неоднозначных) решений в этой области стало соглашение с американской компанией Pepsi Со о бартерном обмене натуральных «СТОЛИЧНОЙ» и «МОСКОВСКОЙ» в их экспортных вариантах на заморские безалкогольные пития далеко не натуральной природы.

Осенью 1977 года советскому руководству пришлось столкнуться и с неожиданными для него попытками отобрать у России само слово «водка». В то время многие не самые слабые западноевропейские и американские водочные фирмы, основанные в Европе и США эмигрантами из России, вступили в борьбу за присвоение «водочного» приоритета. Заявили о своем авторстве на водку и польские производители.

18.01.2018